Купля-продажа недвижимости требует надлежащего оформления документов, подтверждающих факт смены собственника. Нарушения в документации могут стать причиной отмены сделки через суд. Чтобы исключить возможные риски, необходимо представлять, как грамотно составить договор купли-продажи квартиры, если делать это самостоятельно, с учетом включения обязательных и необязательных условий, особенностей процедуры оформления.
Договор купли-продажи квартиры
Под договором купли-продажи квартиры или иного жилья понимают соглашение, подтверждающее факт передачи недвижимого имущества от одного лица другому, с перечислением условий совершения сделки сторонами – продавцом и покупателем.
Обязательные условия
Соглашение составляют, с обязательным включением следующих сведений:
- основных вводных реквизитов – названия документа, города, где его заключали, даты оформления;
- перечисления сторон – указывают полные ФИО, паспортные сведения;
- общего описания объекта – категории недвижимости (идет ли речь о покупке дома, квартиры, части жилья), адреса расположения, площади;
- существа соглашения – о купле-продаже недвижимого имущества, а не аренде или дарении;
- цены – суммы, которую покупатель передает продавцу в качестве оплаты собственности;
- списка граждан, зарегистрированных на данной жилплощади и сохраняющих право проживать там после смены собственника.
Также нужно указать наличие обременений (по ипотеке и пр.), ограничивающих возможности продавца распоряжаться квартирой.
Необязательные условия
Ряд дополнительных условий законодательство не регламентирует как обязательные, но указание этих сведений предоставит повышенные гарантии законности сделки, с отсутствием возможных проблем впоследствии.
Речь идет о следующей информации:
- дате передачи жилья новому собственнику;
- сроках и порядке оплаты покупки;
- состоянии жилплощади;
- длительности выписки прежних жильцов;
- гарантиях продающей стороны в отсутствии долгов или иных обременений;
- порядке решения спорных вопросов, обязанностях сторон;
- условиях расторжения соглашения;
- штрафах в отношении участников за неправомерные действия, форс-мажорных обстоятельств и пр.
Стороны вправе вносить любые дополнения, не противоречащие положениям законодательных норм, при взаимном согласии на включение этих пунктов.
Содержание договора
Подробнее о том, как правильно составить договор купли-продажи квартиры. Документ состоит из следующих частей:
- названия соглашения, даты и места составления;
- преамбулы – перечисляют участников соглашения, заключающих сделку;
- основного содержания – в нескольких пунктах указывают суть документа, обязательные и дополнительные условия передачи права владения недвижимостью;
Образец заполнения договора купли-продажи квартиры можно скачать в интернете или получить у нотариуса, чтобы использовать в качестве шаблона при составлении документа.
Процесс оформления ДКП
Сделку купли-продажи жилой недвижимости проводят в таком порядке:
- получают выписку из государственного реестра недвижимого имущества, чтобы подтвердить факт принадлежности жилплощади продавцу;
- изучают правоподтверждающую и правоустанавливающую документацию на объект;
- составляют и подписывают договор, будущий владелец передает деньги продавцу – этот факт фиксируют актом;
- покупатель уплачивает госпошлину;
- подают документы в Росреестр на смену владельца;
- получают выписку, подтверждающую передачу жилья новому собственнику.
Законодательство не регламентирует, сколько экземпляров договоров купли-продажи квартиры должно быть. Можно составить лишь одно соглашение, подписанное обеими сторонами. Но каждому из участников лучше сохранить для себя этот документ. Еще один экземпляр подают в Росреестр для перерегистрации. Поэтому на практике обычно оформляют три идентичных соглашения.
Грамотное документальное сопровождение – гарантия законности сделки. Это избавит стороны от проблем в последующем, исключив возможные риски для каждого из участников.